Полезные советы родителям школьников.

Правило 1. Нагрузка.

  Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.


Правило 2. Выполнение домашних уроков.

   Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.


Правило 3. Компьютер.

  Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.


Правило 4. Похвала.

  Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.


Правило 5. Пробуждение ребенка.

   Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать". Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут". Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам. Можно включить погромче радио. Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает. Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".


Правило 6. Выход в школу.
  Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности."Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".
Правило 7. Возвращение из школы.
Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

- Как дела в школе?
- Нормально.
- А что сегодня делали?
- А ничего.
Что получил? И т.д. Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?"). "Папа пришел". Пусть отдохнет, почитает газеты, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.

Правило 8. Пора спать.
  Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет. 
Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.




Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий.



Уважаемые родители! 
-Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:
-Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
-Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
-Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
-Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
-Поощряйте упорство и проявление характера достижении цели.
-Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
-Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
-Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
-Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
-Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
-Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
- Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
- Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю - предметнику или завучу.
- Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
- Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашнего задания.



Как учить стихи...
Автор: Кузнецова Анастасия, журнал "Няня"
12.12.2006

  Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека. Кроме того, рифма помогает найти внутреннюю гармонию... Но в тоже время большинство из нас, с ужасом вспоминает, что это была за пытка - выучить стихотворение! Ходишь из угла в угол по комнате и механически повторяешь строку за строкой, а проснувшись утром, с ужасом понимаешь, что запомнил в лучшем случае половину. 

     Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик смешно цокая язычком, заканчивают строчки из стихотворения Барто «Я люблю свою лошадку». Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Мы же хотим рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения. 

Способ №1



    Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. 

  Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». 
Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целеноправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Способ №2

  Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.  
Способ №3

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та...» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Способ №4
    Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.  

Способ №5

  Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. 
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Способ №6

И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Методы заучивания стихов:

Визуальный

  Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память. Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Двигательный
 
  Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо.     

 

Что может скрываться за двойками, или Истинные причины неуспеваемости
Современная система обучения в школе рассчитана на человека, мозг которого полностью сформирован. Однако созревание мозга - процесс хоть и закономерный, но длительный, и протекает у каждого ребенка по-своему, с разной скоростью и неравномерно. Мозг со временем, конечно же, созреет, но когда это произойдет, ребенок может упустить очень многое из школьного материала. Почему ребенок так несобран и неусидчив? Почему на уроке все у него падает, он и десяти минут не усидит спокойно на стуле?
Нейропсихологи объясняют подобные ситуации тем, что в настоящее время у 70 % детей наблюдается функциональная незрелость структур головного мозга. В первую очередь базально-лобных отделов. Эти отделы первыми принимают информацию извне. Они питают мозг, как батарейка питает электроприборы. Если их тонус снижен, то весь мозг работает, как лампочка вполнакала… Эти отделы мозга формируются раньше всех, но в неблагоприятных ситуациях они первыми и страдают: алкоголь или болезни у будущей матери, осложненная беременность и патологии при родах, травмы и тяжелые заболевания в раннем детстве…
А у него для того и падает, чтобы он мог поднять… И таким образом ребенок интуитивно ищет способы компенсации и стимуляции работы мозговых структур (во время движения мозг лучше насыщается кислородом).
Несформированность этого энергетического блока (и это встречается чаще всего) не позволяет ребенку долго заниматься одним видом деятельности из-за быстрой утомляемости и истощаемости, что часто ошибочно расценивается окружающими как интеллектуальная несостоятельность.
Я работала с 8-летним Сережей, который мог быть спокойным и внимательным только одну минуту, а уже следующую минуту ему необходимо было побегать и попрыгать. Постепенно, работая в специально подобранном для него режиме, мы смогли развить у Сережи способность быть внимательным в течение всего урока. А ведь речь шла о переводе его на домашнее обучение, обучаясь второй год в первом классе, он не усваивал программу. На самом деле Сережа достаточно смышленый, просто его энергетического ресурса хватало ненадолго.

Почему, зная наизусть все правила, не умеет правильно писать? Почему не слушается, плохо ведет себя?
Следующим в рейтинге незрелости мозговых структур выступает недостаточность блока программирования и контроля. Это может быть связано с гипер- или гипотонусом после рождения, что говорит о несформированности его психических процессов.
Эти дети не учитывают правила поведения, они могут встать из-за парты во время урока и пройтись по классу или заниматься на диктанте всякой ерундой и мешать соседу.
Импульсивный пятиклассник Саша все время забывал, что нужно поднять руку, прежде чем ответить, и выкрикивал сразу то, что знает. Поведение его внешне выглядело как дурашливость и становилось все более бесконтрольным. Саша не соблюдал любые правила (русского языка или поведения) и не мог себя контролировать, даже если хотел. И правила русского языка он знал, а писал все равно с дурацкими ошибками.
И оценки его были весьма разнообразны, двойки чередовались с пятер-ками…
Саше помогли групповые занятия, где он научился играть в игры по правилам. Ему было очень интересно на занятиях, и он был вынужден подчиниться правилам и контролировать себя. Сначала эти правила были элементарными, потом они становились более четкими и строгими, игры - более сложными. Причем, о том, что Саша учится именно самоконтролю, мы не говорили. Мальчик просто играл с другими детьми в разные психологические игры, и в школе, и дома очень скоро заметили, что он стал более спокойным и адекватным, улучшилась успеваемость.

Почему ребенок легко воспринимает один предмет и никак не может освоить другой?
Почему пишет как курица лапой, а ошибок в диктантах становится все больше?
Недостаточность блока приема, хранения и переработки информации отвечает за память, восприятие предметов и пространства. Проявляется это в зеркальном написании букв и цифр, путанице букв «д» и «б», неуспеваемости по русскому языку и математике, чтению и черчению, истории и химии…
Ошибочно считается, что если трудности в письме, то надо больше писать, если в чтении - больше читать. Эти трудные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы, польза от них минимальная, и они не приносят должного результата. А иногда дают результат, прямо противоположный.
Семиклассник Ваня никак не мог выучить таблицу умножения, плохо запоминал стихи, с трудом владел устным счетом. И хотя он «долбил» таблицу умножения, это не помогало. А все потому, что у него плохо развито чувство ритма. И «долбежка» не поможет изменить организацию его мозга, а только больше будет угнетать и истощать мозг. А развитие соответствующих отделов головного мозга выправит ситуацию.
Девятилетний Данил, с нормальным слухом, зрением и интеллектом, писал неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание. А такого же возраста Анна, тоже с нормальным слухом, зрением и интеллектом, писала неграмотно из-за несформированности отделов мозга, отвечающих за зрительно-пространственную ориентацию. И этим детям потребовалась различная программа нейропсихологической коррекции.
Поэтому, прежде чем заниматься дополнительно тем или иным предметом с отстающим ребенком, следует выяснить природу его школьных неуспехов и тогда уже постараться помочь.
Существующая сегодня нейропсихологическая диагностика может определить, недостаточность каких именно мозговых структур влияет на успеваемость ребенка, делается это по специализированным нейропсихологическим пробам (задания, игры) и по анализу характера ошибок.
http://www.nds-sochi.ru/article.php?id=39913