Главная » Доска объявлений » Русский язык

В категории объявлений: 17
Показано объявлений: 1-17
Страницы:


Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

    Правила по русскому языку для 1 класс.

1.Слова в предложении связаны по смыслу.

2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.

3. Предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения.

4. Произношение - это то, как мы говорим, произносим слово. Написание - это то, как мы должны написать слово.

5. Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог. Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

6. В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы - [о-сы].

7. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум - [с] или голос и шум - [з], называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

8. Перенос слов. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку. Переносите так: ра-дио, ого-род. Буквы -Й- и -ь- при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами. Переносите так: чай-ник, строй-ка, маль-чик, крыль-цо.

9. Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называется ударным. остальные слоги называются безударными. Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог или есть буква -ё-. 

10. Орфограмма - это написание слов по определенным правилам.

11. Имена, отчества и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы. Это все имена собственные. Названия улиц, сел, деревень, городов и рек - имена собственные. Они пишутся с большой буквы.

12. В русской азбуке 33 буквы. Каждая имеет свое место и название. Как правильно они называются:

Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (й), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эм), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твердый знак), Ыы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я).

13. Буква -ь- (мягкий знак) не обозначает звука. мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: уголь - уго[л′]. Мягкость согласных звуков также обозначается на письме буквами е, ё, и, ю, я, ь (мягким знаком), но только в том случае, если стоят после них: [л′]ев.

14. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: е - [й′э], ё - [й′о], ю - [й′у], я - [й′а].

15. Мы пишем буквосочетания жи и ши с буквой - и.  Это нужно запомнить.

16. Мы пишем буквосочетания ча и ща с буквой - ачуи щу с буквой -у. Это также нужно запомнить.

17. В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЩН мягкий знак не пишется.

18. Согласные звуки бывают звонкие и глухие. звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие - с шумом. Звонкие и глухие согласные составляют пары:

(звонкие)[б], [в], [г], [д], [ж], [з]

(глухие)  [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

Есть непарные звонкие [р], [л], [м], [н].

Непарные глухие: [ц], [ч], [щ], [х].

19. В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо.  Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: слолБ - стол[БЫ].

20. Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в нашем языке делятся на группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и другие части речи.

21. Слова могут называть людей и зверей, вещи, явления природы, действия и качества. К ним можно поставить вопрос КТО? или ЧТО? В грамматике такие слова называются именами существительными. Имя существительное - это часть речи.

22. Слова, которые обозначают признаки предметов, - это имена прилагательные. Имя прилагательное - это часть речи.

23. Слова, которые обозначают действия предметов, - это глаголы. Глагол - это часть речи.

24. Слова НА, В, ОТ, ОБ, ПО, ИЗ, К, У, ЗА, О, ПОД, НАД, С - предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся ОТДЕЛЬНО от других слов. Предлог - это часть речи.

Если что-то непонятно, спрашивай.

 

 

Русский язык | Просмотров: 48 | Дата: 22.08.2017 | Комментарии (0)

1.Напиши слово, которое состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы.

2. Какая гласная стоит всегда под ударением? Обведи её.

а         у        ё        и        о

3. Какие гласные буквы обозначают два звука? Обведи их.

а         я         у        ю        ы

4. Напиши слово, состоящее из семи я?

5. Из данных слов составь известную пословицу и запиши её.

Труд, портит, человек, кормит, лень, а,

6. Напиши, кто автор этих строк:

     Свинки замяукали:

     « Мяу! Мяу!» -

      Кошечки захрюкали:

      «Хрю! Хрю! Хрю»

7. Угадай слово и напиши его:  элек3к.

8. Отгадай загадку – напиши отгадку.

    Кто в лесу без топоров

     Строит избу без углов?

9. Напиши имя девочки, которой посвящены следующие строки.

      Появилась девочка

      В чашечке цветка.

      А была та девочка

      Чуть больше ноготка.

 

      В ореховой скорлупке

      Девочка спала,

      Вот какая девочка,

      Как она мила.

Русский язык | Просмотров: 4116 | Дата: 27.09.2013 | Комментарии (0)

http://www.metodkabinet.eu/igryGenius/Slovarnie_slova.html
Русский язык | Просмотров: 1005 | Дата: 17.08.2013 | Комментарии (0)


Русский язык | Просмотров: 1187 | Дата: 05.04.2013 | Комментарии (0)

Задачи конкурса «Русский медвежонок - 2005»

2-3 класс

Задачи, оцениваемые в 3 балла

1.  Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает. А лошадь?

(А) мычит; (Б) блеет; (В) кудахчет; (Г) ржёт; (Д) ревёт.

2.  Если удвоить слог ма , получится слово мама . Посмотрите на эти слоги и решите, из какого из них таким образом слово получить нельзя .

(А) па ; (Б) ба ; (В) дя ; (Г) тё ; (Д) ня .

3.  Когда человеку тяжело живётся, говорят, что жизнь у него не ...

(А) виноград ; (Б) сахар ; (В) масло ;
(Г) торт ; (Д) пепси-кола .

4.  Какое из этих слов по смыслу сильно отличается от всех остальных?

(А) хлебница ; (Б) яичница ; (В) супница ;
(Г) сахарница ; (Д) салатница .

5.  Это можно раскрыть, но нельзя закрыть. В этом можно держать и хранить, но нельзя носить. Что это?

(А) ящик; (Б) чемодан; (В) дом;
(Г) секрет; (Д) преступление.

6.  В предложении Зи ма к ончается «спрятано» слово мак . В четырёх из этих пяти предложений «спрятаны» названия птиц, а в одном — название цветка. В каком?

(А) Сестрица пляшет . (Б) Лилипут кашляет . (В) Врачи ждут .

(Г) Метро закрыто . (Д) Книга истрёпана .

7.  Похожие на вид слова могут иметь совершенно разные значения. Вот и здесь только в одной из пяти пар слова тесно связаны по смыслу. В какой?

(А) рот — рота ; (Б) треск треска @ ;
(В) графин графиня ; (Г) супруг супруга ;
(Д) полк по @ лка .

8.  Одна старушка, для которой русский язык не был родным, готовя обед, часто приговаривала: « Что положишь — то и выймешь ». А как сказать правильно?

(А) Что положишь — то и вымешь .

(Б) Что положишь — то и вынимешь .

(В) Что положишь — то и вынемешь .

(Г) Что положишь — то и вынешь .

(Д) Что положишь — то и выйнешь .

9.  В какой из этих пословиц в пропущенном месте упоминается не тот, кто в остальных?

(А) … бояться — в лес не ходить.

(Б) С … жить — по-волчьи выть.

(В) За двумя … погонишься — ни одного не поймаешь.

(Г) Работа не …, в лес не убежит.

(Д) … ноги кормят.

10.  Алёшу так и подмывало рассказать Васе, что Серёга наябедничал Дарье Семёновне на Юльку. Кто из них наверняка считает, что
Серёга — ябеда?

(А) Алёша; (Б) Вася; (В) Серёга;
(Г) Дарья Семёновна; (Д) Юлька.

Задачи, оцениваемые в 4 балла

11.  Бывают такие слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разные значения, например кру @ жка и кружка @ . Сколько таких слов в списке: стоящий, мука, горе, змея, хлопком, село ?

(А) два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть.

12.  Уходя с занятия компьютерного кружка, учитель сказал ученикам: «Вы должны дописать программу. После этого можете поиграть». Коля дописал программу, а потом поиграл. Миша поиграл, а потом дописал программу. Вася дописал программу и ушёл домой. Кто из этих ребят выполнил требование учителя?

(А) только Коля; (Б) Вася и Коля; (В) Коля и Миша;

(Г) Миша и Вася; (Д) все трое.

13.  От названий частей тела часто образуются уменьшительные слова, которые могут приобретать и переносные значения, например: взять ребёнка за ручку (прямое значение), дверная ручка (переносное значение). Вот шесть таких уменьшительных слов: глазик, ножка, носик, спинка, зубик, горлышко . Сколько среди них слов, имеющих переносные значения?

(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.

14.  Писатель набирал на компьютере рассказ. Внезапно злой вирус заменил одно из набранных слов многоточием, и получилась фраза: Вдруг … сцены послышался шум . Взамен вирус выдал список слов: на , над , около , за , у , позади . Сколько среди этих слов таких, которые могли быть на месте многоточия?

(А) два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть.

15.  В каком из слов: лёжа , вися , стоя , сидя — ударение падает не на тот же слог, что во всех остальных?

(А) лёжа ; (Б) вися ; (В) стоя ; (Г) сидя ;

(Д) во всех словах ударение падает на один и тот же слог.

16.  Петя пошел в школу. По дороге он … на минутку к бабушке. Какое слово лучше всего вписать вместо многоточия в последнюю фразу?

(А) убежал ; (Б) прибежал ; (В) выбежал ;
(Г) забежал ; (Д) вбежал .

17. Расшифруйте ребусы и скажите, что не относится к мебели.

18.  В 3 классе сельской школы учатся всего пять ребят. Учитель записал их фамилии в классный журнал в алфавитном порядке. Какая фамилия оказалась в списке последней?

(А) Антонов ; (Б) Судаков ; (В) Сухов ; (Г) Волков ; (Д) Савин .

19.  Как можно перенести с одной строки на другую слово осенью ?

(А) о-сенью ; (Б) осе-нью ; (В) осен-ью ; (Г) осень-ю ;

(Д) это слово нельзя переносить.

20.  Во всех этих словах, кроме одного, можно переставить буквы так, что получатся названия растений. Кроме какого?

(А) насос ; (Б) мошкара ; (В) пила ; (Г) корма ; (Д) мышка .

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

21.  На концерт пришли 52 школьника — … девочка и … мальчиков. Сколько девочек было на концерте?

(А) 1; (Б) 11; (В) 21; (Г) 31; (Д) 41.

22.  Дама сдавала в б…гаж

Диван, чем…дан, сакв…яж,

К…ртину, к…рзину, к…ртонку

И маленькую с…бачонку.

Вы, конечно, узнали начало стихотворения С. Я. Маршака про незадачливую даму. А скольких букв а недостаёт в этом отрывке?

(А) одной; (Б) двух; (В) трёх;
(Г) четырёх; (Д) более чем четырёх.

23.  Кому посвящено пятистишие Николая Глазкова?

Нам нравится удача без труда,

Она встречается не очень часто.

На счастье я надеюсь иногда,

Но лучше не надеяться на счастье.

Ему — увы — сопутствует беда.

(А) Наине; (Б) Свете; (В) Нине; (Г) Нонне; (Д) Елене.

24.  В каждой из этих фраз второе слово связано с первым определённым, одинаковым для всех фраз, образом: столяр стоял , сливки кисли , перила прели, листок стоил . Какая из следующих фраз построена по тому же принципу?

(А) пловец вопил ; (Б) клёв влёк ; (В) залив звал ;

(Г) горилла горела ; (Д) лиса шла .

25.  Среди всех книг, созданных человечеством, первое место по общему тиражу изданий занимает Библия. Слово библия пришло в русский язык из греческого. Тем же путём в русский язык попали и некоторые другие родственные ему слова. Если Вы вспомните хоть одно из них, это, наверное, поможет Вам ответить, что означает слово библия по-гречески.

(А) ‘мудрость'; (Б) ‘книги'; (В) ‘святость';
(Г) ‘история'; (Д) ‘слова'.

26.  Даны слова на адыгейском языке и их переводы на русский язык:

сэкIуэ ‘я иду', уэкIуэ ‘ты идёшь', сыкIуагъ ‘я пошёл',

тыкIуагъ ‘мы пошли', уыкIуэщт ‘ты пойдёшь'.

Как будет по-адыгейски: мы идём, я пойду, ты пошёл ?

(Сочетание кI означает особый звук адыгейского языка.)

(А) тэкIуэ, сэкIуэщт, уэкIуагъ;

(Б) тыкIуэ, сыкIуэщт, уыкIуагъ;

(В) тэкIуэ, сыкIуэщт, уыкIуэгъ;

(Г) тэкIуэ, сыкIуэщт, уыкIуагъ;

(Д) тэкIуэ, сыкIуащт, уыкIуагъ.

Русский язык | Просмотров: 31151 | Дата: 13.11.2012 | Комментарии (2)

Задания для желающих подготовиться к конкурсу по языкознанию «Русский медвежонок»

ЗАДАЧИ КОНКУРСА

« Русский медвежонок » 2004

2–3 классы

 

Задачи, оцениваемые в 3 балла

1.  Чей нос называется так же, как мелкая монетка?

(А) коровы; (Б) медведя; (В) мыши;

(Г) свин ь и; (Д) дельфина.

2.  Сколько слов, обозначающих действие, в стихотворении Агнии Барто?

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

(А) два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть.

3.   У Лены есть ... . Он весело запрыгал, когда увидел, что Лена собирается гулять. Какое слово мы стёрли в этом коротком рассказе?

(А) мяч ; (Б) щенята ; (В) кошка ; (Г) уж ; (Д) пёс .

4.  Если Вы ещё не читали сказку Аксакова "Аленький цветочек”, обязательно прочтите. А пока ответьте, какого цвета этот цветочек.

(А) красного; (Б) жёлтого; (В) зелёного;

(Г) голубого; (Д) синего.

5.  Что не может быть мягким, белым и тёплым?

(А) пластилин ; (Б) одеяло ; (В) молоко ;

(Г) пух ; (Д) хлеб .

6.  Когда много лет в книгах и газетах букву ё заменяют буквой е , немудрено вообще забыть, где это ё пишется. В скольких из слов: клен, плен, мед, лед — буква е на самом деле должна быть буквой ё ?

(А) ни в одном; (Б) в одном; (В) в двух;

(Г) в трёх; (Д) в четырёх.

7.  Вот предложение:

Саша и Коля подружились с Юрой, у которого папа — фокусник .

К какому слову в нём относится слово который ?

(А) Саша ; (Б) Коля ; (В) Юра ;

(Г) папа ; (Д) фокусник.

8.  Юля сказала трём своим подругам: "Приходите ко мне после двух часов дня”. Маша пришла к Юле в половине второго, Даша — точно в два, а Саша — в десять минут третьего. Кто из них выполнил просьбу Юли?

(А) только Маша; (Б) только Даша;

(В) только Саша; (Г) Даша и Маша;

(Д) Даша и Саша.

9.  Какое из этих литературных произведений — не сказка?

(А) "Кот в сапогах” Шарля Перро;

(Б) "Стрекоза и муравей” Ивана Крылова;

(В) "Гадкий утёнок” Ганса Христиана Андерсена;

(Г) "Малыш и Карлсон” Астрид Линдгрен;

(Д) "Лягушка-путешественница” Всеволода Гаршина.

10.  Вот три предложения из сочинения "Как я провёл день”:

1) Я думал, мы пойдём играть в футбол .

2) После уроков ко мне зашёл Петя .

3) А он предложил сыграть в шахматы .

В сочинении они идут подряд. В каком порядке?

(А) 1, 2, 3; (Б) 1, 3, 2; (В) 2, 1, 3; (Г) 2, 3, 1; (Д) 3, 2, 1

Задачи, оцениваемые в 4 балла

11.  Какое из этих слов по смыслу "выпадает” из общего ряда?

(А) перевезти ; (Б) перейти ; (В) перемолоть ;

(Г) переплыть ; (Д) перебросить .

12.  Англичанин, изучающий русский язык, писал сочинение о весне:

В небе, возвращаясь, ухают журавли.

За окном каркают голуби.

Под окнами воркуют воробьи.

На деревьях курлыкают воро @ ны.

А по ночам чирикают филины.

Похоже, он перепутал слова, обозначающие голоса птиц.

А как расставить их по фразам правильно?

(А) каркают — воркуют — курлыкают — чирикают — ухают ;

(Б) воркуют — ухают — каркают — курлыкают — чирикают ;

(В) чирикают — курлыкают — ухают — воркуют — курлыкают ;

(Г) каркают — чирикают — курлыкают — ухают — воркуют ;

(Д) курлыкают — воркуют — чирикают — каркают — ухают .

13.  Что не принято называть глубоким ?

(А) уважение ; (Б) мысль ; (В) осень ;

(Г) весну ; (Д) ночь .

14.  Какое из этих слов можно переносить с одной строки на другую?

(А) перья ; (Б) ария ; (В) пояс ; (Г) вздох ; (Д) осёл .

15.  Какой вопрос может помочь в изучении русского алфавита?

(А) Что ешь ? (Б) Где ёж ? (В) Как уж ?

(Г) Куда идёшь ? (Д) Когда встаёшь ?

16.  Посидев на уроке у третьеклассника Миши, его младшая сестра

Маша потом рассказывала маме:

Вышев к доске, Петя тут же ошибился. А сел улыбающий такой. И чему радуется, ведь не умеет писать как следовает!

А в скольких словах сделала ошибки в своём рассказе сама Маша?

(А) в одном; (Б) в двух; (В) в трёх; (Г) в четырёх; (Д) в пяти.

17.  Какое из этих слов по смыслу "выпадает” из общего списка?

(А) автобаза ; (Б) автодорога ;

(В) автолюбитель ; (Г) автопортрет ;

(Д)  автослесарь .

18.  Незнайка не умеет писать слова правильно. Он пишет их так, как слышит. Какие из слов: 1) счастье , 2) пощада , 3) помощник ,
4) рассчитывать — он напишет с буквой щ ?

(А) 1, 2, 3; (Б) 1, 2, 4; (В) 2, 3; (Г) 1, 4; (Д) все.

19.  Вор подкрался к окну и ... .

Как правильно закончить эту фразу?

(А) в лес в нутрь ; (Б) влез внутрь ;

(В) влес внутрь ; (Г) влез в нутрь ;

(Д) в лез в нутрь .

20.  На занятия кружка пришли шесть школьников.

Их имена зашифрованы в ребусах.

 

 

Сколько девочек пришло на кружок?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

21.   Какое из этих выражений означает не то, что остальные?

(А) на всех парах ; (Б) во весь опор ;

(В) во всю прыть ; (Г) во всю глотку ;

(Д) на всех парусах .

22 .   К какой из этих пар можно добавить ещё хотя бы одно осмысленное русское слово?

(А) сила — лиса ; (Б) грот — торг ;

(В) стук — куст ; (Г) дура — руда ;

(Д)  клоп — полк .

23.  Мария машет, Прасковья пашет, Елена ленится, Евгений женится.

А Павел?

(А) машет ; (Б) пашет ; (В) ленится ;

(Г) женится ; (Д) борется .

24.  В огороде бузина, а в Киеве…

(А) малина ; (Б) терема @ ; (В) батька ;

(Г) бабка ; (Д) дядька .

25.  В какой из этих пар слова по смыслу связаны между собой не так, как в остальных?

(А) волк — волчица ; (Б) петух — курица ;

(В) ворон — ворона ; (Г) жеребец — кобыла ;

(Д) кот — кошка .

26.  Костя придумал шифр для секретной переписки. Фраза Я ушёл после зашифровки выглядит как Б хъзн . А как расшифровать фразу Атв кёзф ?

(А) Ира поёт ; (Б) Юра идёт ;

(В) Ева ждёт ; (Г) Том куёт ;

(Д) ни один из вариантов (А)–(Г) не подходит.

 

Русский язык | Просмотров: 6777 | Дата: 13.11.2012 | Комментарии (0)

http://slovari.yandex.ru/
Русский язык | Просмотров: 938 | Дата: 12.10.2012 | Комментарии (0)

http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary/
Русский язык | Просмотров: 687 | Дата: 12.10.2012 | Комментарии (0)

Ф.И._____________________________________ класс __________________



1. Подчеркни слова, в которых только твёрдые согласные звуки:


Малыш, пальцы, подъезд, лужицы, таблица, оркестр.


2. Найди и подчеркни существительные мужского рода:


Кофе, мороженое, повидло, метель, буран, теплынь, кино, тюль, такси, огонь, пюре.


3. Замени выражение одним глаголом:

Клевать носом- _______________
Зарубить на носу - ____________
Чесать языком -_______________
Дать стрекача - _______________
Ломать голову - ______________


4.В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи :


Ножницы, клещи, полевой, молоток

Говорить, вещать, молчать, рассказчик

Мать, тетрадь, бежать, кровать

Зелёный, багровый, краска, золотой


5. Выбери и отметь знаком «+» предложения с однородными членами:


а) В кабинете у доктора по-прежнему жили ёжики, зайцы и белки.

б) Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.

в) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.

г) Ветер весело шумит, судно весело бежит.




6. Подбери синонимы к словам:
Работа -__________________________
Дремучий (лес) - __________________
Печаль - _________________________
Кричать___________________________



7. Поставь ударение в словах:


Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить, красивее.


8. Вставь нужную букву (З или С) в начале слова.



…дание, …жать, …давать, …делать, …десь, …гиб, …дешний, …бить, …говориться, …беречь.


9. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова:


Прим..рять друзей ____________

зал..зать раны _________________

Зап..вать в хоре ____________

ув..дает трава _________________


10. Выпиши слова, в которых есть звук [й]:


И вскользь мне бросила змея:

« У каждого судьба своя!»

Но я то знал, что так нельзя –

Жить, извиваясь и скользя.

__________________________________________________



11. Вставить в тексте пропущенные буквы:



В су….оту наш класс х..дил в похо… . Ст..яла ч..десная п...года. Ярко св…тило со…це. Тихо наб…гал лё…кий ветерок.

Впереди овра… . Там трудный спуск. Группа ребят пошла в обхо… . Все встретились на опушке леса.

Ни…кие тучи закрыли небо. Пол…тели первые сн..жинки. Но вот хлоп..ями пошел сне.. . Быстро заметало доро…ки и тр…пинки. Мы посп…шили д..мой.



Задания по тексту

1.Выписать четвёртое предложение и произвести синтаксический разбор.

_________________________________________________________________


2.Подобрать слова, соответствующие схемам
Русский язык | Просмотров: 6897 | Дата: 20.08.2012 | Комментарии (0)

Олимпиада по русскому языку, 3 класс
Составь словосочетания из слов, подходящими по смыслу.
Табун, стая, косяк, свора.
Охотничьих собак, рыбок, лошадей, уток.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что ты знаешь о предложении. В каждой строке выбери и подчеркни то, что относится к предложению.
Выражает признак предмета, количество звуков и букв, законченную мысль.
Произносится с целью сообщить, разбудить, запомнить, о чёт-то спросить, к чему-то побудить, насмешить.
Произносится с интонацией восклицательной, кричательной, вопросительной, шептательной, повествовательной, удивительной.
Состоит из точек, букв, слова или нескольких слов, звуков.
Оформляют так: слова пишут слитно, по слогам, раздельно; первое слово пишут с печатной буквы, с заглавной буквы; в конце ставят (.), (,), (?), (!), (-).
Зачеркни «четвёртое лишнее».
Подлежащее, сказуемое, предлог, второстепенные члены.
Слово, сказка, предложение, текст.
Очки, ножницы, санки, каникулы.
Сделай предложение распространенным – Снег лежит.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай и вставь пропущенные предлоги в стихотворение:

___ утра ___ дома – на лужок,

___ тропке ___ озеру, ____ лесок.

___ такой дороги

___ нас устали ноги!
Выбери правильные суждения, отметь их знаком (+). Дополни своими. Что общего в словах ЛИСА и МЫШЬ
Количество букв
Все согласные звуки твёрдые
Количество слогов
Обозначают действие предмета
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Подбери и запиши синонимы (близкие по значению слова).
Отважный, ___________________________________________________________
Холодный, ___________________________________________________________
Дом, ________________________________________________________________
От прилагательного ЗЕЛЁНЫЙ образуй имена существительные и глаголы.

Существительные: __________________________________________________________

Глаголы: ___________________________________________________________________
Запиши предложение, вспоминая правила.

Великий ма___, когда был моло___, превратил ма___ в молот ___.
Разбери предложение по частям речи.

Из-за холодных осенних рос хлеб рос медленно.
Русский язык | Просмотров: 4205 | Дата: 20.08.2012 | Комментарии (0)

Олимпиада по русскому языку.

4 класс.

Школьный тур.
Расставь ударение в словах:

Статуя, призывник, щавель, цемент, одобрить, положить, позвонишь, поняли, красивее.

Выпиши слова, в которых есть звук Й:

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Зелёная, забавная,

На Новый год – я главная!

Пускай, как ёж, колючая,

А для ребят- всех лучше я!

Продолжи ряд глаголов, соблюдая определённый принцип в смысловом значении:

Жужжит, мычит,…….

Подберите слова с противоположным значением:

Ненастье - ….

Гном -…….

Трезвон -……

Крутой - ……

Подчеркните лишнюю пару.

Запишите словосочетания типа ПРИЛАГ.+ СУЩ. со следующими словами:

Кофе, сирень, шампунь, кенгуру, Сочи, эскимо, мозоль, какао, фланель, шоссе, тюль, ферзь, рояль, сани.
Разберите слова по составу:

Розочка, синеватый, повылезла, зажжём, метро, переоценили

Найди в каждой группе лишнее слово, объясни свою точку зрения:

Деревня, лошадь, девочка, лиса.

Я, мы, друг, он.

Тополь, дождь, дверь, олень.

Быстрый, скорый, проворный, тихий.


8. Какими частями речи могут быть данные слова:

Мели, окуни, печь, соли, пряди, покрывало, жгут, плачь.

Замени одним словом следующие устойчивые выражения ( фразеологические обороты):

Мозолить глаза-………….

Прикусить язык-……….

Сидеть сложа руки-…………

Как снег на голову-……….



9.Напиши предложение, допустив возможные ошибки:

На сирени, тополе , берёзе набухли молодые почки.

Список использованной литературы:

Винокурова Н.К. Развиваем способности детей Москва РОСМЭН 2004

Александровия Н.Ф. Занимательная грамматика Минск Народная асвета 1964

http://www.uroki.net/docnach.htm

http://www.4stupeni.ru/
Русский язык | Просмотров: 1337 | Дата: 20.08.2012 | Комментарии (0)

Олимпиада по русскому языку.

3 класс.

Школьный тур.


1.Выберите и запишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Дом, дача, изгородь, тропинка, просьба, повозка, свёкла, редька, гроздь, ягода, подъезд.


2. Выпишите только однокоренные слова, выделите в них корень.

Подснежник, снежок, снеговик, подснежники, снеговики, снегопад, снежный.


3. Вставьте пропущенные буквы и поставьте ударение в словах.

Инж..нер, ф..рфор, д..кумент, ст..туя, с..рота, зл..ба, др..мота, з..вота, ц..мент, м..л..дёжь, св..кла, тв..рог.


4.Определите, в каком значении употреблено слово красный в предложениях.
Не красна изба углами, красна пирогами.
Ясен месяц, красно солнышко.
Расцвела красная гвоздика.


5.В русском языке есть слова русские по происхождению, а есть слова, пришедшие из других языков ( заимствованные). Какое из слов амбар, склад, элеватор русское по происхождению? Докажите это.



6. Укажите части речи выделенных слов

Из-за холодных утренних рос хлеб медленно рос.

Простой комбайна произошёл по простой причине: водовоз не подвёз воды.


7. Вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор.

Деревенский ст..рожил сад колхозный ст..рожил.


8. Как правильно сказать:

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

У рыб нет зуб.

Напиши правильный вариант.


9. Запишите пословицы, в которых есть следующие антонимы ( противоположные по смыслу слова)

Густо - пусто

Мягко - жёстко

Ученье - неученье

Утро - вечер

Старый – новый


10. Разгадайте шарады.

Первое- нота, второе – игра,

Целое встретится у столяра.


Начало деревом зовётся,

Конец – читатели мои,

А в книге целое найдётся

И в каждой строчке есть они.
Русский язык | Просмотров: 1136 | Дата: 20.08.2012 | Комментарии (0)

Олимпиада по русскому языку

Школьный тур

4 класс


1. Переставь буквы так, чтобы получились названия разных блюд:

Мель пени-

Нива реки-

Сор сальник-

Суд тень-


2. Составь транскрипцию ( запись звуками) слова, взяв четвертый звук от слова КРЫЛЬЯ, четвертый звук от слова ЯЩИК, третий звук от слова ВИЗГ и ударный гласный от слова СТОЛЯР. Какое слово получилось? Запиши его буквами.


3. Отгадай метаграммы:

а)Я сибирская река, б)С М я в море,

Широка и глубока. С В я в поле,

Букву Е на У смени- С П я в доме,

Стану спутником Земли. С Г - в футболе.


4. Выпиши слова, в которых количество букв и звуков не совпадает:

Молоко, бельё, моюсь, ядрышко, появление, степь.


5. Подбери и запиши слова с противоположным значением:

Дружить-

Недостаток-

Уважать-


6. Напиши предложение , исправив ошибки:

Ксения всегда ложит свои книги наместо.


7. Продолжи пословицы:

Маленькое дело лучше……. ……… ………… .

Родная сторона – мать, ………………. - …………… .

……………земля ……. ……….рук не любит.

У мудрого человека ………………уши и ………………язык.


8. Вставь пропущенные буквы:

Ур..вень воды, ур..внять в правах, подр..внять клумбу, ср..внять счёт.


9. Определи род имен существительных:

Георгины, овощи, манжеты, тюль, толь, вуаль.


10 .Напиши связный текст так, чтобы все слова в нем начинались с буквы В.
Русский язык | Просмотров: 1095 | Дата: 20.08.2012 | Комментарии (0)

Задания олимпиадного характера  по русскому языку

Классы 3 и 4

Олимпиада по русскому языку

Школьный тур

3 класс

1. Какие слова получатся , если произнести звуки данных слов в обратном порядке:

шей

код

ай

лей

люк

2. Проходя с классом под разноцветной аркой, учительница произнесла фразу: « Как однажды Жак звонарь городской сломал фонарь» . Что помогает запомнить эта фраза? Можешь ли ты привести ещё одну фразу, которую используют с той же целью?

…………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………...

3. Каким словом надо закончить это стихотворение Б.Заходера:

Он с жадностью пьёт,

А не чувствует жажды.

Он бел,

Но купается только однажды.

Он смело ныряет в кипящую воду

Себе на беду,

Но на радость народу…

И добрые люди

( Вот это загадка!)

Не скажут: « Как жалко»,-

А скажут: «Как ……………..!»

Это стихотворение- загадка. Напиши отгадку.

4. В данной группе слов найди лишнее. Запиши его и объясни, почему ты считаешь его лишним. Найди несколько вариантов выполнения этого задания.

Синий, голубенький, синева, синенький.

…………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………….

5. Запиши слово , в котором употреблены только твердые согласные звуки:

Парит, сможешь, грядка, холодец.

6. Распредели слова по родственным корням:

Нос, носить, переносица, переносить, поднос, носовой, безносый, носильщик.

……………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………..

7.Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое?


8. Замените русскими пословицами, выражающими тот же смысл, пословицы разных народов:

Тот не заблудится, кто спрашивает. ……………………………………………………

Тот, кто не учится, ходит в потёмках. ……………………………………………………

Русский язык | Просмотров: 1786 | Дата: 20.08.2012 | Комментарии (0)

Работа в тетрадях по русскому языку

1. Между работами пропускаем 2 СТРОЧКИ.

2. В классе пишем ПРОПИСЬЮ ЧИСЛО, на следующей строке – КЛАССНАЯ РАБОТА.

Дома пишем – ДОМАШНЯЯ РАБОТА, на следующей строке – УПРАЖНЕНИЕ N9...

3. Выполняем записи ЧЁТКО и АККУРАТНО.

4. Подчеркиваем ПРОСТЫМ КАРАНДАШОМ по ЛИНЕЙКЕ.

5. Если допустили ошибку, аккуратно зачёркиваем и пишем правильно.

6. В домашнем задании допускается одно исправление. Если допустили много исправлений, перепиши работу заново.

7. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИ ПРОВЕРКЕ СТАВИМ УДАРЕНИЕ.

8. Перед выполнением домашней работы ОБЯЗАТЕЛЬНО выполняем РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ. (Слово, вспомни правило, проверочное слово; придумай предложение с этим СЛОВОМ)



Русский язык | Просмотров: 852 | Дата: 10.08.2012 | Комментарии (0)

Много лет тому назад жил на свете мельник.

И был у мельника осёл - хороший осёл, умный и сильный. Долго работал осёл на мельнице, таскал на спине кули с мукой и вот наконец состарился.

Видит хозяин: ослабел осёл, не годится больше для работы, - и выгнал его из дому.

Испугался осёл: “Куда я пойду, куда денусь! Стар я стал и слаб”.

А потом подумал: “Пойду-ка я в немецкий город Бремен и стану там уличным музыкантом”.

Так и сделал. Пошёл в немецкий город Бремен.

Идёт осёл по дороге и кричит по-ослиному. И вдруг видит: лежит на дороге охотничья собака, язык высунула и тяжело дышит.

- Отчего ты так запыхалась, собака? - спрашивает осёл. - Что с тобой?

- Устала, - говорит собака. - Бежала долго, вот и запыхалась.

- Что ж ты так бежала, собака? - спрашивает осёл.

- Ах, осёл, - говорит собака, - пожалей меня! Жила я у охотника, долго жила, по полям и болотам за дичью бегала. А теперь стара стала, и задумал мой хозяин убить меня. Вот я и убежала от него, а что дальше делать - не знаю.

- Пойдём со мной в город Бремен, - отвечает ей осёл, - сделаемся там уличными музыкантами. Лаешь ты громко, голос у тебя хороший. Ты будешь петь и в барабан бить, а я буду петь и на гитаре играть.

- Что ж, - говорит собака, - пойдём.

Пошли они вместе.

Осёл идёт - кричит по-ослиному, собака идёт - лает по-собачьи.

Шли они, шли и вдруг видят: сидит на дороге кот; печальный сидит, невесёлый.

- Что ты такой печальный? - спрашивает его осёл.

- Что ты такой невесёлый? - спрашивает собака.

- Ах, - говорит кот, - пожалейте вы меня, осёл и собака! Жил я у своей хозяйки, долго жил - ловил крыс и мышей. А теперь стар стал и зубы у меня притупились. Видит хозяйка, не могу я больше мышей ловить, и задумала меня утопить в речке. Я и убежал из дому. А что дальше делать, как прокормиться,- не знаю.

Осёл ему отвечает:

- Пойдём с нами, кот, в город Бремен, станем там уличными музыкантами. Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на скрипке играть, собака - петь и в барабан бить, а я - петь и на гитаре играть.

- Что ж, - говорит кот, - пойдём.

Пошли они вместе.

Осёл идёт - кричит по-ослиному, собака идёт - лает по-собачьи, кот идёт - мяукает по-кошачьи.

Шли они, шли, проходят мимо одного двора и видят - сидит на воротах петух. Сидит и кричит во всё горло: “Ку-ка-ре-ку!”

- Ты что, петушок, кричишь? - спрашивает его осёл.

- Что с тобой случилось? - спрашивает его собака.

- Может, тебя кто обидел? - спрашивает кот.

- Ах, - говорит петух, - пожалейте вы меня, осёл, собака и кот! Завтра к моим хозяевам гости приедут - вот и собираются хозяева зарезать меня и сварить из меня суп. Что мне делать?

Отвечает ему осёл:

- Пойдём, петушок, с нами в город Бремен и станем там уличными музыкантами. Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на балалайке играть, кот будет петь и на скрипке играть, собака - петь и в барабан бить, а я буду петь и на гитаре играть.

- Что ж, - говорит петух, - пойдём.

Пошли они вместе.

Осёл идёт - кричит по-ослиному, собака идёт - лает по-собачьи, кот идёт - мяукает по-кошачьи, петух идёт - кукарекает.

Шли они, шли, и вот настала ночь. Осёл и собака легли под большим дубом, кот сел на ветку, а петух взлетел на самую верхушку дерева и стал оттуда смотреть по сторонам.

Смотрел, смотрел и увидел - светится невдалеке огонёк.

- Огонёк светится! - кричит петух. Осёл говорит:

- Надо узнать, что это за огонёк. Может быть, поблизости дом стоит. Собака говорит:

- Может, в этом доме мясо есть. Я бы поела.

Кот говорит:

- Может, в этом доме молоко есть. Я бы попил.

А петух говорит:

- Может, в этом доме пшено есть. Я бы поклевал.

Встали они и пошли на огонёк.

Вышли на поляну, а на поляне дом стоит, и окошко в нём светится.

Осёл подошёл к дому и заглянул в окошко.

- Что ты там видишь, осёл? - спрашивает его петух.

- Вижу я, - отвечает осёл, - сидят за столом разбойники, едят и пьют.

- Ох, как хочется есть! - сказала собака.

- Ох, как хочется пить! - сказал кот.

- Как бы нам разбойников из дома выгнать? - сказал петух.

Думали они, думали и придумали.

Осёл тихонько поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту.

И тут они все разом закричали:

осёл - по-ослиному,
собака - по-собачьи,
кот - по-кошачьи,
а петух закукарекал.
Закричали они и ввалились через окно в комнату. Испугались разбойники и убежали в лес. А осёл, собака, кот и петух сели вокруг стола и принялись за еду.

Ели-ели, пили-пили - наелись, напились и спать легли.

Осёл растянулся во дворе на сене, собака улеглась перед дверью, кот свернулся клубком на тёплой печи, а петух взлетел на ворота.

Потушили они огонь в доме и заснули.

А разбойники сидят в лесу и смотрят из лесной чащи на свой дом.

Видят - огонь в окошке погас, темно стало. И послали они одного разбойника посмотреть, что в доме делается. Может, зря они так испугались.

Подошёл разбойник к дому, отворил дверь, зашёл на кухню. Глядь, а на печи два огонька горят.

“Наверно, это угли, - подумал разбойник.- Вот я сейчас лучинку разожгу”.

Ткнул он в огонёк лучинкой, а это был кошачий глаз. Рассердился кот, вскочил, зафыркал, да как цапнет разбойника лапой, да как зашипит.

Разбойник - в дверь. А тут его собака за ногу схватила.

Разбойник - во двор. А тут его осёл копытом лягнул.

Разбойник - в ворота. А с ворот петух как закричит:

- Кукареку!

Кинулся разбойник со всех ног в лес. Прибежал к своим товарищам и говорит:

- Беда! В нашем доме страшные великаны поселились. Один мне своими длинными пальцами в лицо вцепился, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубиной стукнул, а четвёртый закричал мне вслед: “Держи вора!”

- Ох, - сказали разбойники, - надо нам от- - Ох, - сказали разбойники, - надо нам отсюда поскорее уходить!

И ушли разбойники из этого леса навсегда. А бременские музыканты - осёл, собака, кот и петух - остались жить у них в доме да поживать.
Русский язык | Просмотров: 952 | Дата: 24.12.2011 | Комментарии (0)

Орфография – раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.

Орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу. Орфограммой может быть буква, дефис, пробел (раздельное написание).

В школе изучается 70 видов орфограмм и соответствующих им орфографических правил. Их можно объединить в группы по разным общим свойствам. Например:

1) Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

2) Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением

3) Чередование гласных в корнях

4) О – Ё после шипящих в корне слова

5) Ы – И после Ц в корнях слов

6) Проверяемые согласные в корнях слов

7) Непроверяемые согласные в корнях слов

8) Удвоенные согласные в корнях слов

9) Непроизносимые согласные в корнях слов

10) Разделительные Ъ и Ь

11) Гласные в приставках

12) О-А в приставках раз-(рас-) – роз- (рос-)

13) Приставки на З-С

14) Е-И в приставках пре- - при-

15) Гласные (не после шипящих) в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов и причастий

16) Согласные (кроме Н) в суффиксах существительных и прилагательных

17) Н и НН в суффиксах

18) Гласные Е и И в окончаниях слов

19) Употребление Ь

20) Правописание НЕ и НИ

21) Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Чтобы узнать орфограмму, нужно выполнить ряд общих требований: если это буква или дефис, видеть в какой части слова (морфеме) она расположена и какой частью речи является анализируемое слово.

Именно эти умения проверяются в заданиях типа:

Укажите неверное объяснение написания слова.

1) неизмеННый – в суффиксе –ЕНН- отглагольного прилагательного с приставкой пишется НН

2) экзамены кончАтся – в окончании глагола II спряжения пишется А

3) сооружЁн – в суффиксе причастия после шипящего пишется Ё

4) диагнОз – безударная гласная корня проверяется словом диагнОстика

При выполнении данного типа задания не стоит в памяти выискивать все 75 правил, изученных в школе. Достаточно умения читать и анализировать. Прежде всего внимательно читаем задание. Обращаем внимание на выделенное слово неверное. Делаем вывод, что только в одной позиции что-то в описании должно не совпадать с информацией, заложенной в анализируемом слове.

Далее рассматриваем каждую позицию:

1) неизмеННый – НН в суффиксе – ЕНН? Нет. Здесь корень –МЕН- и суффикс –Н-. Оставляем эту позицию как вариант ответа. Рассматриваем вторую.

2) экзамены кончАтся: -А- в окончании? – Да. – Глагола? – Да. – II спряжения? – Кончить. Да. – Написано –А-? – Да. Вывод: правая и левая часть соответствуют друг другу. Как вариант ответа, не годится. Переходим к третьей позиции.

3) сооружЁн: - Ё в суффиксе? – Да. – Причастия? – Да. – После шипящего? – Да. – Буква Ё? – Да. Данная позиция тоже не может быть ответом за заданный вопрос. Рассматриваем последнюю.

4) диагнОз: -О – безударная гласная? – Да. – В корне? –Да. – Можно проверить словом диагнОстика? – Да. И эта позиция, как вариант ответа на задание, отпала. У нас найден только один ответ под № 1. При этом мы не вспоминали сами правила и не беспокоились, что что-то забыли. А вот абсолютные умения требуются при определении частей речи, частей слова (морфем) и знание отдельных морфологических признаков (спряжение глаголов, склонение существительных, виды причастий, виды глаголов и т.д.).

Теперь, я думаю, вы без труда выполните практические работы по этой теме.
Русский язык | Просмотров: 34101 | Дата: 11.12.2011 | Комментарии (1)